Возвращение «дачной амнистии»
Кадастровая палата по Иркутской области рассказала об особенностях «дачной амнистии» и ее возможностях для собственников
Впервые «дачную амнистию» ввели в 2006 году, чтобы владельцы земельных участков могли в упрощенном порядке оформить права на свои дачные домики. Многие дачники не успели зарегистрировать имущество в упрощенном порядке, поэтому продление «дачной амнистии» до 1 марта 2021 года позволит им воспользоваться своим правом.
«Дачная амнистия» – это возможность для граждан оформить собственность на жилые и садовые дома, расположенные на садовых земельных участках в упрощенном порядке. При наличии права на земельный участок потребуется предоставить только технический план. Он изготавливается кадастровым инженером на основании декларации, которую заполняет сам правообладатель. Направлять уведомления о планируемом строительстве и об окончании строительства садового дома не требуется. За государственную регистрацию права собственности нужно будет уплатить пошлину в размере 350 рублей», – пояснила начальник отдела обработки документов Ольга Кузьминич.
Кадастровый учет и регистрация права проводится по желанию владельца. Действующее законодательство не обязывает граждан оформлять принадлежащие им земельные участки и расположенные на них садовые или жилые дома, а также гаражи, бани и прочие объекты капитального строительства. Но чтобы быть полноправным собственником и иметь возможность распоряжаться недвижимостью (например, подарить, продать или передать по наследству), то кадастровый учет и регистрацию этих объектов провести необходимо.
«Дачные объединения на сегодняшний день имеют статусы садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, а дачные участки являются садовыми или огородными. На огородных участках запрещается вести капитальное строительство, а на садовых можно располагать садовые или жилые дома. При этом садовый дом считается пригодным лишь для сезонного проживания, а жилой – для постоянного, и только в жилом доме можно прописаться», – подчеркнула Ольга Кузьминич.
В отличие от упрощенного порядка по «дачной амнистии», строительство нового жилого или садового дома ведется в уведомительном порядке. Собственнику необходимо представить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве. Получение в ответ уведомления от администрации о том, что дом соответствует установленным параметрам и допустимо его строить, дает право застройщику осуществлять строительство садового дома в течение десяти лет.
Когда будет закончено строительство, об этом тоже следует уведомить местные власти. К уведомлению необходимо приложить подготовленный кадастровым инженером технический план дома. В течение семи рабочих дней администрация должна предоставить уведомление о соответствии дома требованиям законодательства, а также самостоятельно направить все документы в Росреестр для регистрации собственности. При этом если администрация не укладывается в сроки отправки заявления, собственник вправе сделать это самостоятельно.
Предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.