Стандарты муниципальных услуг

20 июля 2018

Информация Федеральной кадастровой палаты по Иркутской области

Уточнение границ земельного участка по «Лесной амнистии»

Во времена аграрно-земельных реформ 90-х годов  в РСФСР  земельные участки предоставлялись гражданам на основании  правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, при этом, учет границ земельных участков не производился.
С 2000 года возникла возможность внесения сведений о местоположении границ земельных участков в государственный земельный кадастр, который позднее стал именоваться государственным кадастровым недвижимости. Федеральные законы, регламентирующие ведение кадастра земель внесли свои коррективы в земельные отношения. В частности, в случае обнаружения органом, осуществляющим кадастровый учет, пересечения границ земельных участков с границами смежного земельного участка, собственники получали отказ во внесении таких сведений.
Раннее законодательство, регламентирующее ведение кадастра земель, не соотносилось со сведениями, содержащимися в Государственном лесном реестре.
В дальнейшем, это привело к ситуации, когда  граждане, имеющие земельные участки, расположенные на границах земель лесного фонда не могли внести в государственный кадастр недвижимости необходимые сведения. Встречались случаи, когда у собственников земельных участков, фактически расположенных  в населенном пункте  и образованных еще в 70-80  годах двадцатого века не было возможности в соответствии с законом  внести  в государственный кадастр недвижимости сведения о границах своих земельных участков в связи с тем, что эти границы пересекались с границами так называемых «лесных участков».
Внесение сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете в государственный кадастр недвижимости (который в настоящее время является частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), называется уточнением границ земельного участка.
Благодаря законодательным новшествам, в частности, нормам Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, вступившим в силу в июле 2017 года, сегодня можно решить некоторые земельные вопросы, которые                              не решались в течение предыдущих лет.
Так, в случае, если фактические границы земельного участка расположены в границах лесного фонда, но в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами этот земельный участок отнесен к иной категории земель (например, населенные пункты), собственник такого земельного участка имеет право уточнить границы своего участка и внести соответствующие сведения в главный информационный ресурс объектов недвижимости – Единый государственный реестр недвижимости. Главное условие – возникновение соответствующего права на земельный участок  до 1 января 2016 года либо возникновение права на здание, расположенное на земельном участке до 1 января 2016 года.
Для уточнения границ земельного участка и внесения сведений в ЕГРН кадастровые инженеры готовят межевой план земельного участка, при этом, применяются специальные нормы закона, которые предусматривают подготовку акта согласования границ земельных участков со всеми смежными землепользователями (соседями).
Однако, в рассматриваемом случае, согласование границ земельного участка с органом, уполномоченным в области лесных отношений, не требуется.

Ведущий юрисконсульт юридического отдела
филиала Кадастровой палаты по Иркутской области
Н.Г. Огнева

Предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:

1) наименование государственной или муниципальной услуги;

2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;

3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;

4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;

5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;

6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;

9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;

11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;

13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;

14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.